Главная Происшествия История противопожарной защиты музея — заповедника «Кижи»

История противопожарной защиты музея — заповедника «Кижи»

20 second read
0
0
1


        История противопожарной защиты музея - заповедника «Кижи»

В 1966 году на базе Кижского филиала Карельского государственного краеведческого музея был создан один из крупнейших музеев под открытым небом России, ныне всемирно известный музей-заповедник «Кижи».

30 января 1968 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 08 мая 1966 года № 344 и постановлением Совета Министров Карельской АССР от 28 сентября 1966 года № 425 была осуществлена передача от историко-архитектурного музея «Кижи» отделу пожарной охраны Министерства охраны общественного порядка Карельской АССР численности пожарной охраны и фондов на ее содержание. На тот момент штат ведомственной пожарной охраны составлял шесть единиц, на вооружении имелась одна пожарная автомашина, к тому же в зимний период из-за отсутствия теплого помещения,  находящаяся на консервации. Дежурная смена размещалась в здании пожарного поста площадью 16 квадратных метров, расположенного возле главной экспозиции музея. На вооружении, в том числе, имелась всего одна исправная мотопомпа. Был смонтирован узел подключения трубопровода, предназначенного для наружного пожаротушения, и проложенного вокруг Преображенской и Покровской церквей, но электронасоса для подачи воды не имелось.

Насосной станцией в летнее время служил пожарный катер «Петрозаводск».

Катер был получен ОПО МВД КАССР в 1959 году, и ежегодно, с началом навигации на Онежском озере вставал у причала острова Кижи напротив Главного ансамбля.

Определенная работа по обеспечению пожарной безопасностью в те годы, конечно, велась, но ее уровень, как свидетельствуют соответствующие документы, не отвечал предъявляемым требованиям.

Так, например, в предписании Управления пожарной охраны МВД Карельской АССР в 1990 году на основании контрольной проверки отмечалось, что музеем-заповедником противопожарные мероприятия, требующие капитальных затрат, не выполняются, и что возможна постановка вопроса о запрещении проведений экскурсий на острове.

В имеющихся документах отмечаются и курьезные случаи из повседневной деятельности кижской пожарной охраны. В журнале ответственного дежурного по музею Кижи за 1967-1968 гг. имеются такие записи:

— 1 января 1968: «Ох уж эти пожарники! Приезжала в их избушку в 15 часов, никого нет. Пока сидела и заполняла у них книгу несения дежурства, один появился…».

— 4 февраля 1968: «В пожарной части должны работать двое, один получил деньги и ушел домой, остался на дежурстве один».

К 1991 году объекты музея – заповедника «Кижи» охранялись пожарной частью численностью 20 единиц, на вооружении имелись две автоцистерны. С учетом четырехсменного дежурства фактически в боевом расчете караула находилось три человека.

Несмотря на то, что основные сооружения музея были оборудованы охранно–пожарной сигнализацией, активные автоматические средства пожаротушения отсутствовали. Обстановка осложнялась еще двумя факторами: сообщение острова с материком в навигационный период было в основном водным путем, а в зимний период воздушным, что ограничивало возможности оперативной доставки на остров, в случае необходимости, сил и средств из города Петрозаводска и других населенных пунктов республики. А в навигационный период музей посещало около 300 тысяч человек, и приток их с каждым годом все увеличивался.

Существующая малочисленная профессиональная пожарная часть имеющимися силами и средствами была не в состоянии обеспечить квалифицированного проведения профилактической работы и организацию противопожарной защиты не только Главного ансамбля, но и других памятников, насчитывающих в тот момент в своей экспозиции 84 объекта культовой и гражданской архитектуры и занимающей площадь 206 гектаров. Вся же охранная зона музея, включая прибрежную линию материка, составила 5400 гектаров, причем на этой территории располагалось шесть деревень с архитектурными памятниками ХVII – ХVIII веков.

Принимая во внимание уникальность музея, его мировое значение, большой приток на остров Кижи туристов, перспективу развития, а также постоянно увеличивающееся количество деревянных сооружений на острове и в целях более надежной защиты от пожаров объектов музея 2 ноября 1991 года междуведомственная комиссия Министерства внутренних дел Карельской АССР и Министерства культуры республики сочла необходимым профессиональную пожарную охрану преобразовать в военизированную пожарную охрану со штатной численностью 35 единиц.

В 1991 году на вооружение пожарной охраны Карелии поступил по тем временам современный и мощный пожарный корабль «Вьюн-10» в комплекте с понтон-причалом, имеющий возможность подачи огнетушащих средств к месту пожара. Скорость корабля не менее 36 км/ч, на вооружении два двигателя М401Ф-2 по 1000 лошадиных сил, четыре насоса ПН-60, три стационарных лафетных ствола ЛС-60Д, общий запас пенообразователя — четыре тонны. Пожарный корабль также был оборудован системами водотушения, пенотушения, водяной завесы и создания пенного слоя. С того момента, как пожарный корабль заступил на дежурство, с 1991 года по 1992 годы, он нес службу на острове Кижи по охране музея – заповедника, что позволило осуществлять более надежное прикрытие объектов музея и других судов на рейде. В 1992 году  корабль был переведен для несения дежурства у причалов г. Петрозаводска.

 Военизированная пожарная часть на острове Кижи была создана 26 октября 1993 года приказом МВД РК № 210. Начальником части был назначен Воробьёв Анатолий Семёнович, руководивший частью в течение пяти лет до 31 октября 1998 года. Под его руководством силами личного состава были переоборудованы караульное помещение, капитально отремонтирована техника, благоустроена прилегающая территория. В 1995 году были выделены средства на реконструкцию пожарной части. Основные работы вели сами пожарные в свободное от службы время и не в ущерб исполнению служебных обязанностей. На средства, предоставленные администрацией музея, была приобретена современная техника: три пожарных автомобиля, шесть мотопомп «Хонда», два снегохода, средства связи. Помощь ЮНЕСКО позволила в 1998 году обновить рукавное хозяйство, боевую одежду, обзавестись компрессором, стволами современных типов.

В этот период на вооружении части появилось впервые судно на воздушной подушке «Пума», что позволило более оперативно решать стоящие перед подразделением задачи, в том числе и по доставке личного состава на остров в зимний период.

В период с 1 февраля 1999 года по 17 июля 2003 года часть возглавлял Инютин Борис Николаевич.

Продолжилась работа по увеличению штатной численности части, так, например, на 1 февраля 2001 года штаты подразделения вместе с пожарным кораблем имели 51 единицу, а уже на 1 марта 2003 года они были увеличены еще на шесть единиц. Было продолжено укрепление материально-технической базы подразделения. Для доставки личного состава на остров в зимний период через село Великая Губа Медвежьегорского района была приобретена автомашина Газель. В части появились снегоход «Ямаха» и моторная лодка «Казанка», что позволило более эффективно нести дозорную службу по профилактике пожаров на объектах музея. С приобретением носимых радиостанций передача информаций при выходе сотрудников на соответствующие проверки памятников деревянного зодчества стала отвечать предъявляемым требованиям.

С учетом важности охраны музея-заповедника мирового значения и необходимости обеспечения безопасности туристов в 1999 году было принято решение вновь передислоцировать пожарный корабль «Вьюн-10» на остров Кижи в ПЧ-14 по охране музея-заповедника.

Во время туристического сезона на остров Кижи ежедневно прибывают более десяти пассажирских теплоходов и более 1000 туристов. Пожарный корабль «Вьюн-10» стал использоваться как насосная станция. С помощью рукавов корабль был подключен к трубопроводу, на котором по периметру  установлены лафетные стволы инженерного центра пожарной робототехники «ЭФЭР». Трубопровод опрессовывается перед началом туристического сезона, и с наступлением холодов вода сливается.  В зимнее время личный состав корабля несёт дозорную службу по профилактике пожаров на объектах основной экспозиции музея-заповедника.

С 1 сентября 2003 года по 31 декабря 2003 года часть возглавлял Дубровин Константин Агафонович. За непродолжительный срок службы в данной должности им были приняты меры по повышению эффективности несения дозорной службы, профилактике пожаров на объектах музея.

В период с 1 марта 2004 года по 18 января 2009 года начальником ПЧ-14 был Герасимовский Андрей Андреевич. Во время посещения музея-заповедника Главой МЧС России С.К. Шойгу в октябре 2006 года по ходатайству руководства Главного управления МЧС России по Республике Карелия и администрации музея было принято решение об увеличении штатной численности части. В 2008 году в штаты части было введено дополнительно 17 должностей, все эти должности были укомплектованы опытными сотрудниками из пожарных частей города Петрозаводска, что значительно повысило боеготовность подразделения. Штатная численность части составила 68 должностей.

В части появился третий пожарный автомобиль (пожарно-насосная станция), теперь в боевом расчете постоянно стали находиться два пожарных автомобиля, и один — в резерве.

В 2004 году с целью оперативной доставки личного состава к месту чрезвычайной ситуации на острове, решения других задач был приобретен и используется по настоящее время автомобиль УАЗ.

В 2007 году была изыскана возможность осуществления основательного косметического ремонта в пожарном депо, значительно улучшились условия несения службы и быта личного состава.

Благодаря настойчивости руководства части в 2008 году из ГУ МЧС России по Архангельской области в часть поступило судно на воздушной подушке «Марс-2000». Несмотря на все трудности при его эксплуатации, облегчилась доставка личного состава на остров в зимний период, стало возможным решение других задач, в том числе и при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Более мобильными стали пожарные при несении дозорной службы в летнее время после появления в каждом карауле велосипедов.

С 1 февраля 2009 года по 5 декабря 2013 года часть возглавлял Плотников Дмитрий Владимирович. За эти годы значительно укрепилась техническая оснащенность части: в автопарке подразделения в настоящее время имеются две автоцистерны, насосная станция, четыре служебных автомобиля, а также судно на воздушной подушке «Марс-2000», пожарный корабль «Вьюн-10», три катера, четыре мотопомпы и т.д. Но самым главным достижением в работе части стала реконструкция здания депо на острове, что явилось важным фактором по повышению эффективности работы по обеспечению пожарной безопасности музея-заповедника. Это стало возможным вследствие выделения из федерального бюджета 33 миллионов рублей для осуществления данной реконструкции. В июне 2010 года реконструкция была завершена и 10 июня в рамках проведения Регаты МЧС России «От Балтийского до Белого моря» состоялось торжественное открытие нового здания ПЧ-14.

С 5 декабря 2013 года по настоящее время частью руководит Болычев Михаил Александрович.

Пожарная часть № 14 по охране музея-заповедника «Кижи» была аттестована на выполнение аварийно-спасательных работ и стала именоваться пожарно-спасательной частью.

Многие сотрудники ПСЧ-14 имеют государственные и ведомственные награды. В частности прапорщик внутренней службы Савкин Михаил Александрович и старшина внутренней службы Трошков Денис Владимирович указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2012 года № 465 были награждены медалями «За спасение погибавших».

Загрузить больше публикаций
Загрузить еще от Арсений Тютюнников
Загрузить еще в Происшествия

Смотрите также

В Петрозаводске состоялся учебно-методический семинар с техниками инспекторских подразделений ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Карелия»

С 13 по 14 ноября 2018 года впервые на базе нового Центра ГИМС МЧС России по Республике Ка…